20 июня 2023 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект, внесенный Минфином России № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрение Государственной Думой законопроекта во втором чтении назначено на 12 июля 2023 года. Данный законопроект содержит большое количество существенных изменений в области налогообложения физических лиц, работающих дистанционно¹.
Условно разделим данные изменения на две составляющие:
1. Проектом предлагается, что с 1 января 2024 года вознаграждение дистанционных работников по трудовым договорам с российским работодателем или подразделением иностранной компании в России будет относиться к доходам от источников в РФ.
При этом НДФЛ с таких вознаграждений планируется взимать по ставке 13%/15% независимо от налогового статуса физического лица в РФ.
Что касается гражданско-правовых договоров (ГПД), то с 1 января 2025 года доходом от источников в РФ предлагается считать вознаграждение, полученное физическим лицом, которое использует в работе российские домены, программы или технические средства, размещенные на территории России, при выполнении хотя бы одного из условий:
- физическое лицо является налоговым резидентом России;
- доходы поступают на счет в российском банке;
- выплаты поступают от российских организаций или ИП или от подразделений иностранных компаний в России.
Такое вознаграждение по ГПД будет облагаться по ставке 13%/15% независимо от налогового статуса физического лица в РФ.
С одной стороны, упрощается процедура взимания НДФЛ для российских работодателей (заказчиков). С другой стороны, для дистанционных работников (исполнителей), работающих из-за рубежа на российскую компанию, может возникнуть двойное налогообложение. Это связано с тем, что иностранное государство, в котором трудится работник (исполнитель), может также претендовать на налогообложение дохода от такой деятельности, так как фактически сотрудник (исполнитель) работает с территории иностранного государства. Таким образом, планируемые изменения позволяют упростить порядок взимания НДФЛ для российских работодателей (заказчиков), но в то же время могут идти вразрез с правилами, установленными в других государствах.
Кроме того, возникает «несимметричность» подходов для налогообложения доходов дистанционных работников (исполнителей): к доходам от источников в РФ относятся как вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (либо в рамках ГПД) от российских компаний за работу за рубежом, так и от иностранных организаций за работу в РФ. То есть возникает вопрос:
Что является основным критерием для определения источника дохода: местонахождение компании (работодателя/заказчика) или место, где фактически выполняется трудовая функция (оказывается услуга)? |
2. Параллельно проектом предусматривается наделение с 1 января 2025 года иностранных компаний функциями налоговых агентов по доходам, выплачиваемым физлицам, выполняющим работы и оказывающим услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий с использованием сети «Интернет».
Предполагается, что указанные функции будут выполняться иностранными компаниями через личный кабинет налогоплательщика. Для этого налоговые органы получат полномочия в части постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций, выплачивающих доходы физлицам. Проектом устанавливаются порядок и сроки данной процедуры.
Эксперты «Мариллион» готовы оказать оперативную поддержку по интересующим вас вопросам. Свяжитесь с нами, чтобы получить более подробные разъяснения по актуальной повестке.
________________________________________________________________________________________________
¹ Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 369931-8, в данной статье не рассматриваются.