В «Коммерсантъ» обращают внимание, что согласно новым правилам независимости, аудиторы должны будут отказываться от клиентов из числа общественно значимых организаций (ОЗО), если доля платежей таких ОЗО превысит 15% от выручки аудитора пять лет подряд. По словам экспертов, норма создает риски в первую очередь для небольших и средних аудиторских компаний, которые могут в результате потерять клиентов в пользу крупных конкурентов. В качестве альтернативы аудиторам предлагается консолидировать усилия и увеличивать число клиентов. Однако такой вариант сложно осуществить в условиях высокой конкуренции в отрасли.
Сергей Харитонов, управляющий партнер «Мариллион», дал комментарий на эту тему.
Он отмечает, что в наименьшей степени новое требование затрагивает крупнейшие аудиторские организации с большим объемом общей выручки, а в наибольшей степени — средних участников рынка, у которых есть крупные клиенты-ОЗО.
Управляющий партнер «Мариллион» обращает внимание, что к категории ОЗО относятся самые разные организации, как крупные (например, публичные акционерные общества, банки, страховые организации), так и мелкие (например, любая организация с долей госсобственности в уставном капитале более 25%).
Это правило независимости достаточно жесткое, однако сам кодекс предусматривает опции, как можно снизить угрозу независимости аудитора. Так, одной из таких опций является проведение аудита двумя аудиторскими организациями. Практика аудита двумя независимыми аудиторами существует в некоторых странах и распространяется на аудит ОЗОФР ‒ общественно значимых организаций на финансовом рынке. Считается, что в этом случае нивелируется риск составления недостоверной отчетности. Было бы разумно внедрить такую практику и у нас, для этого потребуется внесение изменений в законодательство. Кодекс также предусматривает условия в этом случае, когда после 5 лет непрерывного аудита можно продолжить сотрудничество с клиентом ‒ согласие СРО аудиторов и дополнительная проверка качества за шестой и последующий годы.
Сергей Харитонов Управляющий партнер, Аудит
Источник: Коммерсантъ