Налоги без географии: интервью для издания Russian Business Guide

Налоги без географии: интервью для издания Russian Business Guide

В конце июля 2023 года Госдума одобрила поправки в Налоговый кодекс, разработанные Минфином России, которые в том числе касаются налогообложения находящихся за рубежом дистанционных сотрудников.

Александр Cимонов, старший менеджер по налоговому консультированию компании «Мариллион», в интервью для издания Russian Business Guide дал разъяснения по актуальным вопросам налогообложения персонала при дистанционной работе из-за рубежа.

– С 1 января 2024 года вступят в силу поправки, внесённые в ст. 208 НК РФ. Изменится порядок налогообложения доходов граждан, работающих удалённо из-за рубежа. Прокомментируйте, пожалуйста, какова цель этих поправок?

Идея изменений налогового законодательства давно назрела. Сегодня многие граждане РФ и после переезда в другие страны продолжают сотрудничать с российскими работодателями. Однако было не всегда ясно, как платить налоги за таких сотрудников. Традиционно вопрос уплаты налогов на доход физических лиц (НДФЛ) базируется на двух концепциях: определение статуса налогового резидента и источника дохода. Статус налогового резидента каждая страна определяет для себя самостоятельно. В России налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение года. Что касается определения источника дохода, то в его основе, как правило, лежал географический принцип: если сотрудник работает из-за рубежа, его вознаграждение, даже полученное от российской компании, рассматривается как доход от иностранных источников. Эта концепция была принята более двадцати лет назад, когда никто и не думал о том, что удалённая работа из-за рубежа примет такие масштабы, и привязка к конкретному государству была оправдана. Но сейчас, когда работать на российскую компанию можно из любой точки мира, важно было поменять устаревшую концепцию определения источника дохода. Главная идея – уравнять принцип налогообложения доходов из лиц, которые работают за границей и получают деньги от российских компаний. Теперь доходы и дистанционных штатных работников, и исполнителей по договорам ГПХ (оказывающих услуги через интернет с использованием российских доменных имён, информационных систем или комплексов программно-аппаратных средств), которые работают за пределами РФ, будут относиться к доходам от источников в Российской Федерации.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

– И что же это меняет в системе налогообложения?

Сейчас всё зависит от налогового статуса работника (резидент он или нерезидент) и от места работы сотрудника по трудовому договору. Если работник является налоговым нерезидентом и в договоре с ним указано, что он работает за границей, платить за него НДФЛ не нужно; если же работник является налоговым резидентом РФ, но работает на российскую компанию за рубежом, то он должен исчислять, декларировать и плачивать НДФЛ в бюджет РФ самостоятельно по завершении налогового периода. Если в трудовом договоре с работником в качестве места работы указана территория РФ, то российская компания признаётся налоговым агентом по НДФЛ, и она обязана удержать и перечислить НДФЛ с трудовых доходов по ставке в зависимости от статуса резидентства. Этот порядок сохраняется до 31 декабря 2023 года.

По новым правилам условия будут уравнены: с доходов всех сотрудников, работающих дистанционно на российскую компанию или подразделение иностранной компании в России, независимо от резидентства, НДФЛ будет удерживаться и перечисляться налоговым агентом – российской компанией, так как их доход признаётся доходом от источников в РФ.

Фактически географический принцип отменяется. Вместо концепции «налогообложение в стране фактического выполнения работы» законом предлагается подход «налогообложение в стране источника выплаты дохода».

Что касается ставки налога, то она составит 13% для тех удалённых работников, у которых сумма трудовых доходов не превышает 5 млн рублей, и 15% для тех, кто получает свыше 5 млн рублей в год. Налоговым агентом как для резидентов, так и для нерезидентов выступит российский работодатель.

Это дополнительное подспорье для бюджета РФ: налоги в него будут поступать равномерно в течение года, а не с задержкой на год-полтора, как происходит сейчас, когда работники должны исчислять и уплачивать НДФЛ самостоятельно.

Вступают новые правила последовательно: с 2024 года – по трудовым договорам, а с 2025 года – по договорам ГПХ, т. е. для фрилансеров.

На договоры, заключённые работниками с подразделениями российских компаний, зарегистрированными за пределами нашей страны, изменения не распространяются.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

– В Минфине заявляют, что данное новшество должно упростить налоговое администрирование для работодателей. Вы согласны?

Безусловно. Сегодня немало российских компаний имеют заключённые трудовые договоры с работниками, проживающими за границей. Корректное начисление НДФЛ зависит от того, является ли сотрудник налоговым резидентом РФ или нет. Компания должна сама определять ставку налога в зависимости от ситуации. Например, сейчас, как я уже говорил ранее, если налоговый нерезидент РФ работает на российскую компанию, а место выполнения работы в договоре – другая страна, то платить налог с доходов в российский бюджет вообще не нужно, а если у нерезидента место выполнения работы – Россия, то его доходы облагаются НДФЛ по ставке 30%.

Стоит отметить, что у работодателя ограниченные полномочия в определении фактического нахождения работника и его статуса. Практически невозможно отследить, когда работник теряет статус резидента, чтобы иначе проводить удержание и уплату НДФЛ. У компаний мало инструментов для мониторинга этой ситуации, а сам сотрудник не обязан сообщать работодателю о смене места жительства. Даже если в трудовом договоре прописана обязанность сотрудника сообщать об отъезде за границу, многие этого не делают, самим же компаниям не всегда просто проверять налоговый статус у всех удалённых сотрудников. Соответственно, они не могут точно знать, сколько процентов НДФЛ отчислять за работников.

С принятием нового закона необходимость отслеживать статус работника отпадает. Даже для нерезидентов налог составит 13/15% при условии, что деньги приходят от компании из России. Да и самому работнику не придётся платить большую сумму налога при утрате статуса резидентства. А у налоговых резидентов РФ, находящихся за пределами РФ, больше не будет необходимости самим рассчитывать налог и подавать декларации, их налоговый агент – российская компания удержит и заплатит НДФЛ.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

– А есть ли риск двойного налогообложения для дистанционных работников?

Действительно, для дистанционных работников, работающих из-за рубежа на российскую компанию, такой риск может возникнуть. Иностранное государство, в котором трудится работник, может также претендовать на налогообложение дохода от такой деятельности, так как фактически сотрудник работает с территории этой страны.

Несмотря на существующие со многими странами соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН), которые в том числе позволяют снизить налоговую нагрузку с персонала, в мире не выработано единого подхода к толкованию базовых концепций.

С введением изменений в России перестаёт главенствовать географический принцип, а главным становится то, что доход получен от российской компании, и по этой логике именно Россия имеет приоритетное право на налог, но в других странах, где эта концепция не принята, ситуация остаётся прежней: во главе угла географический принцип. Поэтому образуется конфликт концепций, может возникнуть спорная ситуация с определением источника дохода и приоритетного права налогообложения.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

– Какой же может быть выход из данной ситуации?

Выход может лежать в практической плоскости, если другая страна, где человек находится и где подаёт декларацию о доходах, согласится зачесть налог, который он уплачивает в России, и в рамках СоИДН уже не вычитать налог в своей стране. Но подчеркну, что это решение чисто практическое, оно не поддерживается концептуально. Пока не будут скоординированы между собой концепции, будет существовать проблема двойного налогообложения. Актуализация налогового законодательства во всех странах стоит на повестке дня.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

– Как сейчас компаниям, чьи сотрудники работают за рубежом, наилучшим образом подготовиться к этим изменениям? Могут ли у них возникнуть какие-то риски?

Я бы сказал, что, напротив, именно сейчас рисков у владельцев бизнеса больше в связи со сложностями определения фактического нахождения работника, а штрафы за неправильно начисленный НДФЛ никто не отменял.

Но возможны сложности так называемого «переходного периода». Так, мы допускаем, что, по мнению налоговых органов, изменения, которые вступают силу с начала 2024 года, должны исполняться уже сейчас, и сотрудники, которые работают удалённо на российскую компанию и получают доход от российского работодателя, должны облагаться налогом в России уже сейчас, что не всегда происходит.

Представим ситуацию: сотрудник находится за пределами РФ, не является налоговым резидентом РФ, но при этом работает на российскую фирму из-за рубежа. Так как он не является налоговым резидентом, то компания не удерживает с него налоги, но при этом, например, и в иностранном государстве сотрудник налоги не платит – в этом случае у налоговой службы могут возникнуть вопросы.

Безусловно, каждого сотрудника в компаниях проверять не будут, но если проводится выездная налоговая проверка, то инструментов для выяснения обстоятельств у налоговых органов много: например, разница между базой по НДФЛ и страховым взносам (обязательные страховые взносы на доходы сотрудников продолжают начисляться). Также налоговыми органами вполне успешно применяется такой инструмент, как допрос свидетелей, и «разговор по душам» с сотрудниками компании может дать впечатляющие результаты.

С введением же изменений жизнь работодателей упрощается: снимаются риски, связанные с неверным оформлением документов, с невыполнением функций налогового агента и отслеживания статуса резидента у сотрудника и т. п.

Подготовиться же к грядущим изменениям просто. Самое главное – провести ревизию всей документации, всех договоров с сотрудниками, которые работают удалённо, и привести её в соответствие с реальностью, чтобы быть готовым к возможным вопросам налоговых органов.

Во-вторых, с учётом требований законодательства обязательно фиксировать факт работы сотрудника из-за рубежа.

И очень важно проинформировать самих сотрудников о грядущих переменах. Ведь если раньше нерезиденты РФ, у которых местом выполнения работ была указана другая страна, могли вообще не платить НДФЛ с доходов от российских организаций, то теперь этот налог с них удержит работодатель при выплате.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

– В связи с этими нововведениями увеличилось ли число заявок на консультации по данным вопросам?

Я могу сказать, что в целом число запросов на консультации растёт. Законодательство очень подвижно, быстро меняется, приспосабливаясь к новым реалиям, многое меняется как в сфере налогов, так и в отношении сделок, международных контрактов и т. п. Вступают в силу различные льготы – например, для экспортёров, – заключается много сделок с новыми контрагентами за рубежом. Мы держим руку на пульсе, имеем необходимый опыт и готовы оперативно консультировать бизнес по всем актуальным запросам.

<font size="3">Александр Симонов</font> Александр Симонов
Старший менеджер, Налоговое консультирование

Источник: Деловой журнал  “Russian Business Guide”