Новый взгляд на трансфертное ценообразование

Новый взгляд на трансфертное ценообразование

В конце ноября был принят Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ, который внес существенные изменения в НК РФ, в частности в отношении правил ТЦО. Предлагаемые изменения по своему масштабу могут быть сравнимы с введением в 2012 году раздела V.1 в НК РФ, изменившего подход к налоговому контролю цен. Нововведение включает расширение списка контролируемых сделок, изменение требований к представляемой отчетности по ТЦО, введение новых правил по корректировке цен при выявлении отклонений, ужесточение ответственности за нарушение установленных правил, а также изменение порядка определения интервала рыночных цен при использовании биржевых котировок и данных информационно-ценовых агентств.

Рассмотрим ниже наиболее существенные изменения.

Изменение требований к представляемой отчетности по ТЦО

ФНС России может истребовать документацию по ТЦО вне рамок ценовой проверки, и налогоплательщики должны будут ее представить в течение 30 дней.

К самой документации по ТЦО требования тоже меняются. Так, налогоплательщики должны будут предоставлять более детальную информацию об иностранном контрагенте (с приложением документов, подтверждающих функции, активы и риски контрагента, а также финансовой отчетности), а те компании, которые торгуют биржевыми товарами, должны будут еще раскрыть сведения из консолидированной отчетности группы, а также сведения о цепочке создания стоимости. При этом налогоплательщик не вправе ссылаться на отказ взаимозависимого лица от раскрытия сведений о цепочке создания стоимости. Очевидно, эти требования возникли из-за невозможности ФНС России получить эту информацию через механизм международного обмена информацией, но это увеличит административную нагрузку на российских налогоплательщиков в любом случае.

Также изменился формат уведомления о контролируемых сделках. Теперь по контролируемым сделкам, совершенным начиная с 1 января 2024 г., налогоплательщики обязаны дополнительно включать в уведомление:

  • информацию об условиях совершения товарных сделок (базис поставки, дата отгрузки (дата перехода права собственности, дата признания дохода (расхода) по сделке);
  • о ТЦО методе и источнике информации;
  • по сделкам в области внешней торговли сырьевыми товарами (по перечню Минпромторга, п. 5-6 ст. 105.14 НК РФ): сведения о происхождении товаров и конечном покупателе, коммерческих условиях сделок последующей реализации и предшествующей покупки этих товаров.

Корректировка цен при выявлении отклонений

При выявлении отклонения цены в сделке или рентабельности налогоплательщика от рыночного интервала цен / рентабельности, будет учитываться медианное значение цен / рентабельности. Это изменение увеличивает размер потенциальных претензий к компаниям. Кроме того, корректировка налоговой базы, сделанная налоговым органом в рамках ценовой проверки, будет квалифицироваться как выплаченные взаимозависимому лицу дивиденды с необходимостью удержать налог у источника.

Механизм вторичной корректировки

В случае если цена в рамках трансграничной сделки отклоняется от рыночного уровня, сумма дохода, полученного иностранным лицом, признается дивидендами и облагается налогом у источника. При этом налог у источника, штраф и пени не будут применяться, если иностранный контрагент осуществит возврат необоснованного дохода (в нерыночной части) в РФ. Позиция представителей налоговых органов сводится к тому, что возврат должен осуществляться в денежном виде на счет российского налогоплательщика. Если возврат осуществлен после даты уплаты налога на прибыль, но до начала проверки налоговым органом, то уплачиваются проценты исходя из ставки 1/300 от ставки ЦБ за каждый день необоснованного пользования денежными средствами.

Ответственность за нарушения в части ТЦО

Начиная с 2024 года за правонарушения в части ТЦО будут взыскиваться штрафы:

  • по внутрироссийским сделкам – в размере 40% от суммы неуплаченного налога (но не менее 30 тыс. руб.);
  • по трансграничным сделкам – 100% от суммы налога на доход у источника (но не менее 500 тыс. руб.).

Утверждено существенное увеличение штрафов за непредоставление следующих документов:

  • уведомление о контролируемых сделках – с 5 тыс. руб. до 100 тыс. руб.;
  • уведомление об участии в МГК – с 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • локальная документация по ТЦО – со 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Необходимо отдельно отметить, что вводится штраф за неподачу документации по ТЦО (в отношении каждой отдельной сделки или группы однородных сделок) в размере 500 тыс. руб. 

Положительные изменения – смягчение последствий от введения новых правил

Ряд сделок исключается из ценового контроля, а у налогоплательщиков расширяются возможности заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. Однако представляется, что для большинства налогоплательщиков такие «послабления» не будут иметь какого-либо эффекта.

Изменения, принятые в рамках рассматриваемого Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ, будут применяться к сделкам, совершенным начиная с 1 января 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

_____________________________________________________________________________________________________

Напомним, что с 1 июля 2023 года вступил в силу новый расширенный перечень оффшорных зон, подготовленный Минфином России. Расширение «черного» списка Минфина России приведет к тому, что в отношении операций с резидентами этих юрисдикций будут применяться те же налоговые последствия, что и в отношении резидентов классических офшоров, что не обойдет стороной и вопросы ТЦО. Так, сделки с компаниями (в т.ч. не взаимозависимыми), зарегистрированными в государствах из перечня, будут приравниваться к контролируемым для целей ТЦО, если годовой оборот по совокупности сделок с одним и тем же лицом за календарный год превысит 120 млн рублей. В этом случае у российской компании возникнет обязанность отчитаться по таким сделкам в рамках Уведомления о контролируемых сделках и подготовить документацию по ТЦО.

Следует отметить два законопроекта, которые еще находятся на рассмотрении, при этом несут в себе существенные изменения в области проведения проверок по ТЦО:

  • Законопроект ID 134916: привлечение территориальных инспекций к проведению ТЦО проверки (готов к передаче в Государственную Думу);
  • Законопроект № 488070-8: изменение «глубины» проверок по ТЦО (внесен в Государственную Думу). Законопроектом предусмотрено, что общие правила о сроке проверки будут применяться 3 года.

Что делать бизнесу?

В связи с вступлением описанных выше изменений, а также планируемых поправок в силу можно констатировать, что цена ошибки для налогоплательщиков сильно возрастает. До вступления в силу принятых изменений у налогоплательщиков остается совсем немного времени, однако фронт работы значителен: надо привести в порядок политику по ТЦО, проверить обоснованность и корректность ее применения, принять решение о целесообразности подготовки документации по ТЦО. Всё это поможет в отстаивании позиции компании при возникновении споров с налоговыми органами.

Очень важно внимательно изучить и проанализировать цепочки поставок с компаниями группы и с независимыми контрагентами в случае, если они осуществляют свою деятельность в странах «черного» списка Минфина РФ. Российской стороне сделки необходимо провести переговоры и договориться о возможности предоставления иностранным контрагентом информации, необходимой для подготовки документации по ТЦО. Иностранным же контрагентам следует быть готовыми к получению соответствующих запросов от российской стороны и оценить необходимость усиления положений о соблюдении конфиденциальности.

Учитывая наличие валютных и логистических рисков и трудностей, российские налогоплательщики, вероятно, столкнутся с повышением закупочных цен на товары со стороны иностранных поставщиков группы.

Безусловно, такие действия могут привлечь внимание налоговых органов. Поэтому, прежде чем идти на такой шаг, следует провести тщательный анализ налоговых рисков с учетом «агрессивной» позиции налоговых органов, неблагоприятной судебной практики по ТЦО и законодательной инициативы, направленной на ужесточение правил ТЦО.

С точки зрения Российской Федерации и защиты ее налоговой базы, предлагаемые меры необходимы. Однако их внедрение должно быть осуществлено таким образом, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговых органов и переквалификации различных операций в прочие доходы с удержанием налога источника.

Мы следим за ситуацией и будем информировать вас о наиболее значимых событиях и изменениях. Эксперты «Мариллион» готовы оказать оперативную поддержку по интересующим вас вопросам и дать подробные разъяснения по актуальной повестке.