Обмен информацией между странами. Последние тенденции и последствия.

Обмен информацией между странами. Последние тенденции и последствия.

В поступлении в бюджет налоговых платежей от резидентов заинтересовано любое государство. Руководствуясь полноценным эффективным управлением налоговыми поступлениями, а также решая проблемы уклонения или минимизации уплаты налогов посредством вывода денежных средств в юрисдикции с более низкой налоговой нагрузкой, налоговые органы нацелены на получение необходимой информации о резидентах своего государства.

Международный характер современной экономики и появление новых подходов в структурировании бизнеса способствуют усилению контроля со стороны налоговых органов за трансграничными сделками налогоплательщиков, что является одним из основных направлений развития мировой налоговой практики.

Обмен информацией между странами основан на положениях соответствующих Соглашений (Конвенций) об избежании двойного налогообложения (далее – СоИДН), Конвенции от 25.01.1988 о взаимной административной помощи по налоговым делам, Соглашения об автоматическом обмене страновыми отчетами и Соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией.

Можно выделить следующие виды обмена информацией между государствами:

  • Автоматический обмен — регулярный обмен информацией в рамках заключенных соглашений. В настоящий момент в автоматическом режиме страны обмениваются страновой отчетностью (Country-by-Country Reporting) и информацией о финансовых счетах;
  • Обмен по запросу — наиболее распространенный способ обмена любой значимой с точки зрения налогообложения информацией по конкретному запросу;
  • Спонтанный (инициативный) обмен — предоставление сведений по инициативе передающей стороны;
  • Проведение процедур административной помощи по налогам (одновременные налоговые проверки, участие в проверках за рубежом и пр.).

Начиная с 1 июля 2015 года в России действует Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Ввиду этого ФНС заключила многосторонние соглашения с иностранными компетентными органами по автоматическому обмену страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях. Нормы, направленные на реализацию соглашений, отражены в НК РФ.

В продолжение вводимых США и европейскими странами санкций в адрес России со стороны некоторых стран поступила информация о том, что они прекращают / приостанавливают / сокращают налоговое сотрудничество с РФ. Так, ввиду политических разногласий автоматический обмен информацией в 2022 году с Россией приостановили Германия, Латвия, Украина, Швейцария, Великобритания, остров Мэн и Нормандские острова (Гернси и Джерси).

Правительство России в качестве ответных мер также пересмотрело списки государств, в отношении которых действует автоматический обмен финансовой информацией и страновыми отчетами.

Скорректированный перечень иностранных государств (территорий), с которыми Россия автоматически обменивается финансовой информацией, вступил в силу с 16 декабря 2022 года (Приказ ФНС России от 28 октября 2022 г. № ЕД-7-17/986@). Обновленный список включает в себя 85 государств и 11 территорий: в него добавились Казахстан, Мальдивы и Оман и были исключены Швейцария и Каймановы острова.

Согласно Приказу ФНС России от 20.12.2022 № ЕД-7-17/1226@ (зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2023 № 72148), из перечня государств, осуществляющих автоматический обмен страновыми отчетами, исключены Швейцария и Каймановы острова и включен Тунис. Таким образом, в обновленный перечень включены 67 государств и 8 территорий.

Важно: объявление о приостановке или отказе от автоматического обмена финансовой и налоговой информацией не является разрывом всех договоренностей между государствами. Например, приостановившие автоматический обмен стороны могут продолжать применять многостороннюю конвенцию об оказании взаимной административной помощи или использовать другой вид обмена информацией (например, обмен по запросу или спонтанный обмен). 

Кроме того, сравнивая списки, можно заметить, что есть страны, которые автоматически не обмениваются с РФ финансовой и налоговой информацией, но у них продолжает действовать СоИДН с Россией, и налогоплательщики могут пользоваться налоговыми льготами, определенными в данных соглашениях.

Хотелось бы обратить внимание, что в отношении СоИДН не предусмотрена возможность его приостановки. Соглашение может быть расторгнуто по инициативе одной из сторон по определенной процедуре, которая предусматривает подачу письменного уведомления по дипломатическим каналам, которая будет уведомлять о прекращении действия соглашения, не позднее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года.

Несмотря на заявления в прессе правительств указанных выше стран о приостановке обмена налоговой и финансовой информацией с ФНС России и/или приостановке действия СоИДН с Россией, пресс-служба Минфина России сообщает об отсутствии официальных уведомлений со стороны этих государств о разрыве действия соглашений с Россией. В связи с этим Россия продолжает со своей стороны выполнять свои обязательства по действующим соглашениям, но в случае получения официального подтверждения со стороны иностранного государства о денонсации СоИДН РФ будет вправе ответить аналогичными мерами.

Каких последствий стоит ждать российским налогоплательщикам

Изменения в ситуации с международным автоматическим обменом информацией хоть и не приводят к полному разрыву договоренностей между странами, но могут повлечь за собой ряд негативных последствий для российских налогоплательщиков, а именно:

  • Увеличится бремя доказывания налогоплательщиками фактического права на доход для целей применения льгот по СоИДН. Технически СоИДН не прекращают свое действие в связи с отказом ряда стран от обмена информацией с Россией, тем не менее пока окончательно неясно, что будет с двойным налогообложением.
  • Денонсация СоИДН увеличит нагрузку плательщиков — налоговых резидентов РФ, так как налоги придется платить в бюджет обеих стран без возможности:
    • зачесть налог, уплаченный за рубежом;
    • воспользоваться льготными ставками при перечислении процентов, роялти или дивидендов от резидента одной юрисдикции в пользу другой юрисдикции;
    • воспользоваться освобождением прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) от налогообложения в РФ по критерию эффективной ставки налогообложения.
  • Российские налогоплательщики (дочерние общества международной группы) будут обязаны самостоятельно предоставлять налоговым органам России страновой отчет (Country-by-Country Reporting) по запросу, так как теперь налоговые органы не смогут получить отчет от зарубежных коллег и должны будут запросить его напрямую у российского налогоплательщика. Иногда на практике в качестве уполномоченного участника (Surrogate Parent Entity), на которого руководством международной группы компаний (МГК) возложена обязанность по представлению от имени такой МГК странового отчета в компетентные органы иностранного государства (территории), может назначаться компания группы, зарегистрированная в юрисдикции, в которой подписано наибольшее количество соглашений об автоматическом обмене информацией с тем, чтобы избежать описанных выше трудностей.
  • Возможное ужесточение регулирования в отношении КИК и увеличение количества КИК, по которым необходимо предоставлять информацию. После включения иностранного государства в перечень не обменивающихся налоговой информацией стран, контролирующие лица обязаны будут подавать уведомления о КИК и финансовую отчетность со всеми вытекающими правовыми последствиями, включая штрафы за непредставление (п. 1.1 ст. 126, п. 1 ст. 129.6 НК РФ), а также включать в налоговые декларации прибыль КИК за финансовый год, если она превысила 10 млн рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).
  • Ограничения на операции по счетам валютных резидентов РФ в иностранных банках. Валютное законодательство РФ различает «прозрачные» и «непрозрачные» юрисдикции. Список разрешенных операций шире для держателей счетов в «прозрачных» юрисдикциях (с которыми в том числе осуществляется автоматический обмен). Например, на такие счета могут быть зачислены средства по кредитным договорам и договорам займа. Для тех, кто имеет счета в «непрозрачных» юрисдикциях, это запрещенная валютная операция.
  • Валютные резиденты РФ должны отчитываться о своих счетах и активах в зарубежных банках и финансовых организациях. Отсутствие обязанности предоставлять отчеты есть у резидентов, которые находятся вне России более 183 дней в календарном году, хранят на счете или в активах не более 600 тысяч рублей или валютный эквивалент этой суммы, и эти средства находятся в «прозрачной» юрисдикции. Если страна выбывает из этого списка, отчет подается вне зависимости от суммы.

Когда вступят в силу новые правила

Новые запреты и ограничения возникнут, когда Минфин России получит официальные подтверждения от правительств иностранных государств о прекращении соглашений и ФНС России внесет изменения в действующие документы. Обычно такие изменения начинают действовать со следующего налогового периода, но могут быть более поздние даты для вступления в силу – это будет зависеть от положений закона, денонсирующего СоИДН, или нового приказа ФНС России с обновленным перечнем стран, обменивающихся информацией в автоматическом режиме.

Принимая во внимание, что данная проблема является актуальной, и ситуация с отказом стран от автоматического обмена постепенно набирает оборот, мы рекомендуем компаниям, у которых потенциально могут возникнуть новые обязанности, следить за развитием событий и внимательно смотреть в каждой конкретной ситуации на страну и вид обмена информацией, который эта страна приостановила. Со своей стороны эксперты «Мариллион» готовы проконсультировать вас по данному вопросу более подробно.

Задать вопрос