Правительство одобрило приостановку налоговых соглашений с «недружественными» странами

Правительство одобрило приостановку налоговых соглашений с «недружественными» странами

Правительство одобрило законодательное закрепление приостановки с 8 августа 2023 года (то есть задним числом) большинства положений соглашений об избежании двойного налогообложения с 38 «недружественными» странами. Согласно информации «Коммерсантъ», власти намерены несколько сгладить его последствия и обещают вернуть часть заложенных в соглашения льгот, отмена которых привела к появлению у компаний РФ дополнительного налогового бремени.

Так, в Госдуме уже прошел первое чтение законопроект о возврате (также задним числом, с 8 августа) компаниям, осуществляющим платежи за рубеж, ряда льгот СИДН. Речь идет о праве не исчислять у источника налог на прибыль (или делать это по пониженной ставке) при выплате процентов иностранным банкам и экспортно-кредитным агентствам. Также льгота будет действовать для покупки морских судов, роялти за права на спортивные трансляции, для лизинговых платежей за самолеты и лицензионных выплат по договорам на софт, не имеющий аналогов в РФ.

Кроме послаблений, крупному бизнесу, впрочем, готовят и ужесточение смежного законодательства − по части сделок между взаимозависимыми лицами. Для снижения числа случаев невозвращения в РФ валютной выручки от внешнеторговых операций при применении нерыночных цен планируется изменить подход к администрированию трансфертного ценообразования (ТЦО). По словам Алексея Сазанова, предлагается расширить круг взаимозависимых лиц, увеличить штрафы до 40% от корректировки налоговой базы (сейчас 40% от недоимки) и изменить подходы к определению рыночных цен.

Алексей Швынденков, партнер группы компаний «Мариллион», дал комментарий на эту тему.

Несмотря на то, что рассматриваемый законопроект в дальнейшем может быть пересмотрен или не принят полностью, само его существование, на наш взгляд, позволяет выявить вектор развития налогового законодательства − после двухгодичного «затишья» в области ТЦО фокус внимания налоговых органов направлен именно на администрирование цен в контролируемых сделках.

По нашему мнению, такие «агрессивные» поправки в Раздел V.1 НК РФ, как, например, корректировка налоговой базы до медианного значения, могут быть напрямую вызваны наметившимся трендом международных холдингов по выводу прибыли из РФ через инструменты ТЦО. В целом, все предлагаемые изменения напрямую свидетельствуют о фокусе налоговых органов, направленном на пополнение бюджетных средств за счет борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из РФ.

Это объяснимо еще и тем, что в настоящий момент в РФ существует немногочисленная судебная практика по ТЦО, и связана она только с товарами мировой биржевой торговли. В первую очередь это связано с тем, что проверки по ТЦО зачастую длятся больше года и требуют существенных человеческих ресурсов. Предлагаемые изменения позволят ФНС России в скором времени охватить большую часть рынка путем привлечения территориальных налоговых органов к проверкам по ТЦО, что существенно облегчит нагрузку на центральный аппарат и ускорит развитие практики.

С учетом обсуждаемых изменений цена ошибки в вопросах ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами существенно возрастает. С учетом того, что законопроект еще не внесен на обсуждение в ГД, есть время для того, чтобы внимательно проанализировать свои цепочки поставок как с компаниями группы, так и с независимыми контрагентами, осуществляющими деятельность в странах «черного» списка Минфина РФ. Важно обратить внимание на наличие политик по ТЦО, на их корректное применение и обоснованность, рассмотреть возможность внести в них изменения, если в этом есть необходимость, озадачиться подготовкой Документации по ТЦО, которая поможет в отстаивании позиции компании при возникновении споров с налоговыми органами.

<font size="3">Алексей Швынденков</font> Алексей Швынденков
Партнер

Источник: ИД «Коммерсантъ»