Активность китайского бизнеса на российском рынке растет, особенно она возросла за последний год. Об этом в интервью для информационного агентства «Синьхуа» заявил партнер «Мариллион» Алексей Швынденков.
По недавно озвученным данным, объем только совместных проектов составляет около 20 трлн рублей. Нельзя исключить и большой вклад, и долю китайских компаний, начавших деятельность до 2022, но существенно расширивших бизнес в России в 2022-2023 годах ввиду «освободившихся» рынков.
Алексей Швынденков Партнер
Кроме того, Алексей отмечает общую для китайского бизнеса тенденцию: при регистрации компании в качестве учредителя выступает не сама компания-инвестор, а физическое лицо. По его словам, это очень распространенная практика именно для китайского бизнеса.
«Безусловно, и в таком структурировании есть свой смысл. В частности, в условиях санкций возможна ситуация, когда афиширование присутствия группы в России крайне нежелательно. В этом случае владение российской дочерней компанией через доверенное третье лицо действительно может оказаться оправданным шагом», − уточняет Алексей. Однако, по его словам, при принятии подобного решения необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», учесть возможные риски, связанные со структурированием через физическое лицо.
Также Алексей акцентирует внимание на том, что у компаний, которые зарегистрированы на китайских физических лиц, могут возникнуть проблемы, связанные с корректным финансированием дочернего общества: учредители имеют право напрямую вносить вклады в имущество или уставный капитал компании, и такие транзакции не облагаются налогом. Однако, в случае с физическим лицом такое финансирование будет затруднительно. Для начала группе придется каким-либо образом передать предназначенные для этого средства этому лицу, что порождает определенные неудобства в передаче такого финансирования далее в дочернее подразделение.
Разумеется, такие же затруднения возникнут и при выплате дивидендов − группа не сможет получить напрямую свою часть прибыли, поскольку право на ее получение юридически будет принадлежать физическому лицу. Неочевидность принадлежности российской «дочки» к группе также может создавать препятствия для ведения бизнеса, осложняя участие в тендерах и получение банковских гарантий.
Алексей Швынденков Партнер
К тому же, как считает Алексей, нельзя полностью исключить риски недобросовестного поведения с учетом того, что физическому лицу будет принадлежать полный контроль над обществом. Определенное ограничение такого контроля и минимизация соответствующих рисков требует создания дополнительной системы контроля над стратегической, операционной и финансовой деятельностью.
В случае сохранения физического лица в качестве участника, возможным вариантом нивелирования рисков может быть заключение с данным лицом опциона на выкуп доли, чтобы в ситуации любого недобросовестного поведения активировать опцион и избежать выбытия активов. Также стоит подумать над механизмами финансирования − с позиции управления рисками заемное финансирование компании напрямую более безопасно и управляемо в сравнении с финансированием опосредованно через физическое лицо участника российской компании.
«В случае принятия решения об изменении корпоративной структуры российской «дочки» советуем не затягивать с воплощением такого изменения в жизнь», − добавляет партнер «Мариллион».
Алексей рекомендует подходить к вопросу учреждения компании взвешенно и без спешки, проанализировать риски и возможности той или иной структуры и организационно-правовой формы.
В некоторых случаях более выгодным решением вопроса может являться открытие не российского юридического лица, а филиала или представительства головной компании, что, в частности, дает преимущества − отсутствие валютного контроля − при движении денежных потоков между головным офисом в дружественной стране, такой как, например, КНР, и его подразделением в России.
Алексей Швынденков Партнер
По мнению партнера «Мариллион», корректное структурирование с самого начала обеспечит возможность успешной и прибыльной деятельности на долгие годы.
Алексей отмечает, что китайский бизнес активно участвует в замещении ушедших из России западных компаний, начиная от потребительских товаров и заканчивая промышленным оборудованием. Это видно по динамике внешней торговли. За первые 11 месяцев 2023 года товарооборот между Китаем и Россией достиг намеченной совместно главами двух государств годовой цели в 200 млрд долларов США. «Но есть и истории с локализацией. Показателен в этом плане, например, рынок авто», − уточняет Алексей, добавив, что в последние годы усилилось также сотрудничество в сферах нефти, газа, нефтесервиса, добычи и переработки природных ресурсов, например, древесины.
При этом при открытии бизнеса в России важно также учесть предстоящие с 2024 года изменения в налогообложении. В частности, платежи иностранным лицам за услуги больше не освобождаются от налога у источника «автоматически» − требуется подтверждение фактических прав и налогового статуса получателя, в том числе получателя из дружественной страны. Также существенно возрастают риски в связи с изменениями в регулировании трансфертного ценообразования, а значит и важности ТЦО-комплаенса и документации.
Партнер «Мариллион» считает необходимым отслеживать изменения в правилах валютного контроля и ограничительных мерах на движение капитала − перечень допустимых сделок в случае контрагентов, а также учредителей из дружественных стран довольно широк, но всегда необходимо учитывать возможное наличие в холдинговой или управленческой структуре лиц из недружественных стран.
Не следует забывать и о корректном оформлении трудовых отношений. «Российская практика применения трудового законодательства в высокой степени ориентирована на защиту прав работника, поэтому работодателям следует быть особенно внимательными и сразу правильно оформлять трудовые договоры, локальные политики, документацию по защите персональных данных работников и охране труда. Это поможет обезопасить работодателя в конфликтных ситуациях и избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов», − советует Алексей.
В заключение партнер «Мариллион» рекомендует обратить внимание на доступные китайским компаниям льготы при инвестировании в Россию, как налогового, так и неналогового характера.
В настоящее время российское законодательство на федеральном, региональном и местном уровнях содержит значительное число льгот для потенциальных инвесторов, что может быть привлекательно при выборе конкретного региона и вида деятельности для инвестора.
Алексей Швынденков Партнер
Источник: ИА «Синьхуа»