Введение аналога Pillar 2 в России

Введение аналога Pillar 2 в России

20 декабря 2021 года ОЭСР в рамках Плана BEPS выпустила первый отчёт для внедрения новых правил GloBE [1] (Global Anti-Base Erosion Model Rules (GloBE), Глобальная система противодействия размыванию налоговой базы) в рамках международной налоговой реформы, которые были разработаны с целью обеспечения уплаты крупными международными группами компаний (МГК) налога на прибыль по эффективной ставке не менее 15% в каждой стране, где они ведут свою деятельность. Данные правила известны также как Pillar 2. В 2021 году такой новаторский план ОЭСР, направленный на обновление ключевых элементов международной налоговой системы, поддержали 135 юрисдикций.

На текущий момент элементы Pillar 2 уже внедрены в некоторых юрисдикциях, что создаёт для МГК риск доначисления налогов за пределами России в случае, если эффективная ставка в России составила менее 15%. По этой причине Минфин России дал понять, что ситуация, когда налог с российских доходов уплачивается за рубежом, недопустима, и предложил к рассмотрению изменения в налоговое законодательство (Проект ФЗ № 1026190-8, далее – Законопроект), устанавливающие с 2026 года доплату российским участником МГК налога до ставки 15%, если эффективная ставка налога на прибыль составляет менее 15%.

Новые положения будут применяться при одновременном выполнении следующих условий:

  • материнская компания МГК находится за пределами РФ;
  • МГК ведёт деятельность в юрисдикциях, где действуют международные правила Pillar 2;
  • годовая выручка МГК в течение двух последних финансовых лет превышает 750 млн евро.

Немаловажно учесть особенности расчёта, предусмотренные Законопроектом:

  • эффективная налоговая ставка (коэффициент налоговой нагрузки) рассчитывается индивидуально для каждой компании (это основное отличие от «оригинальной» концепции Pillar 2, согласно которой расчёт производится по юрисдикции в целом);
  • эффективная налоговая ставка определяется как отношение суммы исчисленного налога без учёта новых правил (за исключением налога с доходов от долевого участия) к налоговой базе (с некоторыми корректировками);
  • расчёт коэффициента налоговой нагрузки ведётся на основании данных налогового учёта (в «оригинальной» концепции Pillar 2 расчёт производится на основании данных финансовой отчётности).

Таким образом, если у отдельного участника МГК эффективная налоговая ставка составит менее 15%, например, в силу применения льгот, то такой участник вынужден доплатить налог в России до 15%.

В текущей редакции Законопроекта новые правила можно расценить как упрощённый аналог Pillar 2. Однако, такое упрощение и отсутствие переходных правил в любом случае предвещает не только корректировку налоговой нагрузки, но и сохранение рисков двойного налогообложения.

Команда Мариллион готова помочь участникам МГК провести диагностику структуры группы на предмет применения положений Законопроекта, оценить эффективную налоговую ставку по каждому российскому участнику, подготовить рекомендации по возможной корректировке налоговой нагрузки.

[1] https://www.oecd.org/en/topics/sub-issues/global-minimum-tax/global-anti-base-erosion-model-rules-pillar-two.html

Задать вопрос