«КоммерсантЪ»: состояние рынка аудиторских услуг по итогам года

«КоммерсантЪ»: состояние рынка аудиторских услуг по итогам года

Управляющий партнер группы компаний «Мариллион» Сергей Харитонов дал комментарий изданию «КоммерсантЪ» о ситуации на аудиторском рынке.

Прошедший год для аудиторов во многом стал годом испытаний. На рынке появились дополнительные регуляторы, а контроль существующих только ужесточился. Усилился отток кадров из отрасли, при этом назревшие изменения в системе получения квалификационного аттестата, позволяющие решить проблему, так и остались на уровне обсуждений.

О том, что у рынка появится новый регулятор в лице Банка России, помимо Федерального казначейства (ФК), аудиторы знали давно — это обсуждалось еще с момента начала реформы аудита. И вот эти планы стали реальностью, что внесло в работу участников рынка определенные трудности.

«Хотя законодательство едино, у каждого органа свои требования, свое понимание того или иного нормативного акта, что, безусловно, создает трудности при прохождении проверок и в повседневной работе аудиторских компаний», — рассказывает управляющий партнер группы компаний «Мариллион» Сергей Харитонов.

«В этих условиях аудиторским компаниям необходимо усиливать свои внутренние службы контроля и комплаенса, что требует серьезных инвестиций как в высококвалифицированных специалистов, так и в технологии. Это очень непросто в условиях усиливающейся ценовой конкуренции. На мой взгляд, в конечном счете в выигрыше окажутся аудиторские фирмы, которые пойдут на такие инвестиции, пусть даже в ущерб текущей прибыльности. Если посмотреть на другие рынки, то везде можно говорить об усилении внимания контролирующих органов, поэтому аудиторский рынок не стал здесь исключением», — подчеркнул управляющий партнер группы компаний «Мариллион».

«В прошлом году вступило в силу много новых требований для аудиторов в области этики и независимости, построения системы внутреннего контроля и раскрытия информации о деятельности. Если скорость и количество новых фундаментальных требований к аудиторам сохранится, то это будет колоссальной регуляторной нагрузкой, которую выдержит не каждая аудиторская компания», — отметил Сергей Харитонов.

Некоторые проблемы возникли и с привычным ФК, которое решило усилить контроль за деятельностью поднадзорных. Например, в плане ФК на 2023 год стояли проверки десяти крупнейших аудиторских организаций, тогда как в 2022-м — только шести (см. “Ъ” от 1 сентября 2023 года). В 2023-м проверили 80% аудиторов из топ-30, тогда как в 2022 году — 50%. И планы регулятора не разошлись с делом.

Непростая экономическая ситуация в стране, инфляция, а также усложнение правил игры на рынке аудита — все это в итоге вылилось в рост цен. В то же время есть мнение, что сегодняшнее увеличение цен не более чем поправка на инфляцию.

По словам Сергея Харитонова, «хотя у средних аудиторских компаний необходимость увеличения стоимости своих услуг созрела, и они могут не выжить без этого, значительного подъема цен выше уровня инфляции мы не наблюдаем. Аудиторский рынок сегментирован, поэтому при анализе цен стоит рассматривать отдельные сегменты рынка, в каждом из которых на сегодня царит ценовая конкуренция».

Источник: «Коммерсантъ»