Многие относятся к аудиту как к обязательному требованию Закона, а проще говоря, как к обязательной процедуре, от которой нельзя отказаться. Однако это не совсем так. Даже в случае обязательного аудита компания может получить в несколько раз больше пользы, чем может показаться на первый взгляд.
Качественно проведенный аудит повышает доверие инвесторов и контрагентов, помогает выявить финансовые недочеты внутри компании и разработать решения внутренних проблем в случае их обнаружения.
Александр Ильин, ассоциированный партнер Мариллион, поделился рекомендациями, как правильно организовать отбор аудиторской компании, подготовиться к проверке и грамотно выбрать аудитора.
-
Выберите аудитора заранее. Проведенный заранее тендер позволит вам определить приемлемую для вас цену и выбрать компанию, подходящую именно вам.
-
Проведите установочную встречу с аудиторскими компаниями, подавшими заявку на тендер, до принятия окончательного решения. На установочной сессии вы сможете оценить аудиторскую компанию, рассказать о своих ожиданиях от аудита, а также задать интересующие вас вопросы.
-
Обязательно обратите внимание на опыт аудитора, ведь у каждого специалиста своя специфика и подход к проведению аудита. Через понимание процессов и за счет накопленного опыта аудитор выполнит свою работу более качественно и сфокусированно, что позволит исключить раздутие процесса проверки и в итоге - избежать лишних трат. Ведь в этом случае аудитор будет проверять только самые рискованные области, а не смотреть все подряд. Результат проверки будет экономичным, актуальным и релевантным.
-
Уточните, есть ли у аудитора экспертиза в той сфере, где работает ваша компания. Обратите внимание, что у каждой отрасли своя специфика и процессы аудита тоже разные.
-
Проверьте репутацию аудитора: входит ли аудиторская компания в рейтинг RAEX, и есть ли она в списке СРО (Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество).
-
Соберите рекомендации от дружественных компаний по тем аудиторам, с которыми они сотрудничали. В данном случае хорошо работает сарафанное радио. Помните, что тендер может получить более низкую цену, но он не обеспечит качество выбранной вами компании.
-
Согласуйте графики промежуточной и финальной проверок. А также обсудите все идеологически сложные моменты, которые могли возникнуть при работе с предыдущим аудитором на раннем этапе.
-
Заранее ознакомьтесь с подходом аудитора к рассылке запросов на подтверждение остатков денежных средств в банках, остатков в расчетах по дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы понимать примерное количество таких запросов, и когда они должны быть отправлены.
-
Проверьте места хранения всех документов, которые потребуются для аудита, заранее, чтобы во время проверки вы смогли оперативно их предоставить
-
Назначьте сотрудника вашей компании, ответственного за аудит и взаимодействие с аудиторской компанией. Обычно это главный бухгалтер или финансовый контролер. Важно, чтобы это было отдельно выделенное лицо, которое выступает со стороны заказчика и отвечает за организацию процесса.
-
Определите, какие сотрудники потребуются в период проведения проверки. Заранее согласуйте их отпуска или командировки, чтобы быть в курсе их занятости или отсутствия на рабочем месте. Важно, что это могут быть не только бухгалтеры, но и сотрудники, отвечающие за продажи, IT или даже генеральный директор. Это позволит исключить срыв сроков аудита или повышение его стоимости из-за простаивания процесса. Аудитор не знает внутреннюю структуру компании клиента и зоны ответственности тех или иных сотрудников, но аудитор знает, что ему может понадобиться, и что он будет спрашивать. Все эти вопросы лучше решить на установочной встрече.
Источник: Audit-it