Полина Виксне, управляющий партнер «Мариллион», в авторской колонке для издания Top Flight поделилась мнением об актуальной ситуации на рынке аудита и консалтинга.
Рынок аудита и консалтинга
Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на тот момент заняли и долгое время удерживали мировые гиганты — компании так называемой «большой четверки». Одновременно с ними на рынке работали и другие фирмы, входящие в международные сети (Grant Thornton, BDO и т.п.), или международные интегрированные партнерства* (например, Mazars).
На что влияет размер аудиторско-консалтинговой компании
Преимущества крупных компаний и компаний среднего размера, но являющихся частью международных сетей или международного партнерства, очевидны — это наличие ресурсов, которые позволяют обеспечить единую методологию и контроль за ее соблюдением, а также высокий уровень экспертизы, в том числе по узким и специфичным областям. Говоря простым языком — высокий уровень качества оказываемых услуг и контроль за тем, что этот уровень качества не меняется от проекта к проекту и от региона к региону.
При этом компании среднего размера, в отличие от более крупных, зачастую проявляют больше гибкости и большую готовность отвечать на дополнительные вопросы или организовать получение консультации смежных подразделений (вопросы налогообложения, трудового права, оценки бизнеса и т.п.) для предоставления комплексного ответа.
Ценообразование
Крупные компании, как правило, имеют более высокие часовые ставки (своего рода маржа за бренд). В ситуациях, где реализация проекта требует больше времени, чем было заложено в бюджет, не всегда такие компании заинтересованы делить это превышение с заказчиком. Хотя причины превышения могут быть не только на стороне команды заказчика. При сотрудничестве в течение трех и более лет возможно построение отлаженного взаимодействия, позволяющего «самортизировать» часть превышения бюджета одного года за счет более эффективного сотрудничества обеих сторон в дальнейшем.
Более того, требование об аудиторе или консультанте из числа компаний «большой четверки» ранее было широко распространено среди иностранных инвесторов и крупных кредиторов, входило в «базовый райдер» документации для сделок, использовалось как образец при составлении кредитного договора и т.д., что обуславливало возможность быть менее гибкими в тех или иных ситуациях.
Игроки нового профиля
Тем не менее аудиторско-консалтинговая сфера меняется в том числе и на российском рынке. На смену компаниям-гигантам с гарантированным портфелем заказов, диктующим свои условия, приходит более конкурентная среда, а вместе с ней все более заметными становятся игроки нового профиля. Дополнительное ускорение этому процессу придал 2022 год, когда все международные бренды были вынуждены уйти из России в силу санкционных ограничений. Компании, работающие в области аудита и консалтинга, попали в ситуацию «выстраивания» брендов заново. Сотрудничество с той или иной из них перестало быть таким предопределенным, компании-заказчики получили больше свободы в выборе, с кем из аудиторов и консультантов им работать.
Рейтинги: сети vs партнерства
Стоит отметить, что к этому моменту все топ-10 аудиторско-консалтинговых фирм на российском рынке были членами международных сетей, что, казалось, должно было бы в равной степени обеспечить каждой из них такие преимущества, как наличие единого подхода, гарантирующего стабильно высокий уровень качества услуг, и наличие высококвалифицированных сотрудников — экспертов в соответствующих предметных областях. Но при этом часть из них входила в сети по схеме, близкой к франшизе (платежи за доступ к методологии и инструментам), в то время как другие фирмы являлись интегрированными в свои международные группы (партнерства), что за счет иной модели, лежащей в основе интегрированного партнерства, смещало фокус с наращивания выручки и объемов в сторону более качественного, подготовленного и управляемого роста за счет инвестиций в персонал и более тщательного подхода к оказываемым услугам.
Также топ-10 аудиторских фирм** довольно сильно диверсифицирован по размеру: самые крупные — представители бывшей «большой четверки» с годовой выручкой от аудита более 3 млрд руб., средние — устойчивые с оборотом от аудита от 500 млн и выше. Прочие фирмы — с оборотом 300 – 400 млн руб. и менее — обычно находятся за пределами первой десятки.
Преимущества компаний среднего размера
В настоящее время нет рынка мировых гигантов. На российском рынке стоит обратить внимание на фирмы, представляющие собой игроков нового профиля. Это компании среднего размера, достаточного, чтобы быть устойчивыми. В недавнем прошлом — члены интегрированных мировых аудиторско-консалтинговых групп (партнерств), предоставляющие лучшие практики и ценности, инвестирующие в развитие персонала и инструментария, продолжающие ставить во главу угла потребности клиента. Такие компании выстраивают свои процессы вокруг заказчика, при этом профессиональны и предоставляют сервис высокого уровня, разговаривая с клиентом на одном языке, выступая в роли партнера и советника.
Стоит подчеркнуть, что фирмы среднего размера, являвшиеся частью интегрированного глобального партнерства, в большей степени нацелены на выстраивание с клиентом партнерских отношений, где в ходе оказания услуг аудита или консалтинга команда, ведущая проект, сфокусирована на потребностях заказчика, умеет слушать и слышать, предлагать варианты решений, вести конструктивный диалог с командой со стороны заказчика.
В таких компаниях на первом месте — профессионалы, обладающие знаниями и мотивацией, которые разделяют ценности компании и умеют вести проект с учетом потребностей и особенностей клиента.
* Модель интегрированного партнерства основана на распределении общей консолидированной прибыли в отличие от модели сети, где предусмотрена только система роялти.
**Аудиторские группы, ранжированные по выручке от аудита (raex-rr.com, 2023 год)
Источник: издание Top Flight