Согласно исследованию НИУ ВШЭ, российское высшее образование проходит через «болезнь издержек»: рост издержек не подкрепляется ростом производительности труда в этой сфере. Это связано с тем, что преподавание слабо поддается автоматизации из-за ключевой роли педагога в процессе обучения. Негативные эффекты «болезни» связаны с перекладыванием издержек на потребителей путем повышения стоимости услуг, что приводит к снижению доступности высшего образования. Однако, по данным «Коммерсантъ», многие эксперты не согласны с мнением, что обучение в вузе становится менее доступным: в России эти риски сглажены бюджетным финансированием сферы и более актуальны для корпоративного образования.
Ирина Гнездюкова, директор по персоналу «Мариллион», дала комментарий «Коммерсантъ» на эту тему.
Ирина полагает, что применительно к корпоративному образованию на первом месте должны стоять вопросы: кого учить, чему учить, как и какую ценность бизнесу принесет обучение сотрудников. Только после этого можно говорить о производительности и количественных метриках (сколько программ в единицу времени, какой охват обучаемых).
Основными факторами повышения эффективности обучения, по мнению Ирины, являются принципы масштабирования и сегментации. В первом случае речь идет об использовании технологий онлайн-обучения: один раз создается и записывается основная обучающая программа, в разработку которой вложены время, ресурсы методолога, тренера, дизайнера, затем программа распространяется на регулярной основе.
«Важно не забывать обновлять обучающую программу, если поменялись внешние или внутренние условия. Такой способ эффективнее, чем на каждый учебный цикл составлять обучение с нуля», — отмечает директор по персоналу «Мариллион».
Во втором случае речь идет о том, чтобы не учить сразу всех и всему, вкладывая в это большие временные и денежные ресурсы, а обучать по потребности и навыкам.
Для начинающих специалистов мы проводим микротренинги в онлайн-формате с тестами, проверкой знаний и решением кейсов, для более квалифицированных и потенциальных сотрудников запускаем офлайн-формат с личным участием экспертов, различные формы групповых встреч и мастермайндов по обмену опытом.
Ирина Гнездюкова Директор по персоналу
Источник: Коммерсантъ